Луганчане и космос: друг Гагарина, космический "долгожитель" и история советского шлягера

Фото: Луганский Информационный Центр 

Луганчане и космос: друг Гагарина, космический "долгожитель" и история советского шлягера

Фото: Луганский Информационный Центр 

Луганчане и космос: друг Гагарина, космический "долгожитель" и история советского шлягера

Фото: Луганский Информационный Центр 

Луганчане и космос: друг Гагарина, космический "долгожитель" и история советского шлягера

Фото: Луганский Информационный Центр 

Луганчане и космос: друг Гагарина, космический "долгожитель" и история советского шлягера

Фото: Луганский Информационный Центр 

Луганчане и космос: друг Гагарина, космический "долгожитель" и история советского шлягера

Фото: Луганский Информационный Центр 

Луганчане и космос: друг Гагарина, космический "долгожитель" и история советского шлягера

Что связывает Луганщину с Байконуром? Кто из наших земляков был другом Юрия Гагарина, а кто провел на орбите 333 дня? Кому посвящена знаменитая песня «Земля в иллюминаторе»? Об этом и других интересных фактах ко Дню космонавтики ЛИЦ рассказывает заведующая отделом научно-просветительской работы Луганского краеведческого музея Алина Руснак.

ТРУЖЕНИКИ КОСМИЧЕСКОЙ ЭРЫ

Многие знают о первом полете человека в космос, но мало кому известно о луганчанах, которые связали свою жизнь с космосом. Среди наших земляков есть два летчика-космонавта и многие другие труженики космической эры, которые также по праву считаются гордостью нашего края. Здесь достаточно вспомнить имени одних из первых известных космонавтов.

ДРУГ ГАГАРИНА

Георгий Шонин родился в Ровеньках, был другом Юрия Гагарина, входил в первый отряд космонавтов. Его высоко ценили и уважали, сам Гагарин отзывался очень позитивно, говорил: «Он такой человек, который последнюю рубашку отдаст».

В космос он полетел в октябре 1969 года. Это был первый и единственный полет. Во время полета был проведен эксперимент под названием «Факел» по визуальному обнаружению запусков баллистических ракет с Земли. За этот полет Георгию Шонину было присвоено почетное звание Героя Советского Союза, летчика-космонавта СССР под номером 17.

В 1976 году в своей книге «Самые первые» Шонин впервые рассказал о космонавтах первого отряда, которые не полетели в космос: как сложились их судьбы и с какими трудностями им пришлось столкнуться. Эта книга получила первую премию на конкурсе имени Островского и была переведена на многие языки.

333 ДНЯ НА ОРБИТЕ

Владимир Афанасьевич Ляхов родился в Антраците в 1941 году, в семье обыкновенного рабочего. Его отец погиб на фронте в 1943 году, воспитывался он матерью и отчимом. Дважды Герой Советского Союза побывал три раза в космосе. На орбите он провел 333 дня, три раза выходил в открытый космос. В общей сложности он побывал там чуть более семи часов.

Человек героический, он был награжден тремя орденами Ленина, орденом Октябрьской революции, медалями. Не все знают, но космонавтам Ляхову и Александру Александрову были посвящены не только советские открытки и почтовые марки, но и всем известная песня «Земля в иллюминаторе».

ГЕРОЙ В КОСМОСЕ

Георгий Береговой жил в Енакиево, где есть музей его имени. У нас 29-я школа тоже носит имя Берегового, там есть школьный музей. Его жизнь связана и с нашим краем – в 1938 году он поступил на военную службу и был направлен в Ворошиловградскую авиационную школу имени Пролетариата Донбасса, окончил ее 25 июня 1941 года – когда уже шла Великая Отечественная война.

Это единственный в истории дважды герой Советского Союза, который получил одну золотую звезду за военные подвиги в годы Великой Отечественной войны, а вторую – за покорение космоса. То есть в космос он полетел, уже будучи героем Советского Союза.

ИЗОБРЕТАТЕЛЬ ПРО

Григорий Кисунько родился в Запорожской области, но учился в нашем педагогическом институте. Это человек, который впервые разработал систему противоракетной обороны. Всему миру понадобилось целых 23 года, чтобы повторить, создать такую же систему.

Это было еще до полета человека в космос, 4 марта 1961 год. Впервые в мире баллистическая ракета, которая способна нести боевой заряд, была уничтожена противоракетой. Тогда многие специалисты и ученые говорили, что это невозможно – попасть пулей в пулю, даже если эти пули длиной в 20 метров. А вот Григорий Кисунько поверил и доказал это. За это в 1956 году он получил звание Героя Социалистического труда.

Более того, разработанные по его системе радиолокаторы для системы ПРО были превращены в мощные радиотелескопы, они помогали ученым в исследовании радиоизлучения космических объектов.

ПОСВЯТИЛ ЖИЗНЬ ПОЛЕТАМ

Есть еще один наш земляк, луганчанин Анатолий Землянов, был одним из 154 кандидатов, вызванных на медицинское обследование в центральный научно-исследовательский авиационный госпиталь. Он не стал космонавтом, потому что космонавт должен быть готов к резким перепадам давления, нехватке кислорода.

Это проверяется на тренировках, в том числе в барокамере – специальном отсеке, где создаются условия, имитирующие открытый космос, высоту примерно пять тыс. метров. Тем более, что испытуемого, претендента в космонавты, лишают кислородной маски. В таких условиях проявляются все скрытые патологии организма. Во время одной из таких тренировок у Землянова из уха пошла кровь, поэтому он был отстранен от участия в отборе.

Но в авиации он служил 50 лет, летал на МИГах 15-й, 17-й и 19-й модификации. Космонавтом наш земляк не стал, но посвятил свою жизнь полетам.

ЛУГАНЩИНА И БАЙКОНУР

Луганщина – регион промышленный, но промышленность тоже была связана с покорением космоса. Каким образом? Например, наш Ворошиловградский тепловозостроительный завод тоже принимал активное участие в подготовке к освоению космоса. Казалось бы, как может быть связан наш завод и космодром «Байконур»? Рабочие нашего завода по спецзаказам создавали локомотивы, тепловозы, которые перевозили ракетоносители монтажно-испытательных корпусов к стартовой площадке. То есть работали на космодром «Байконур».

Первый заказ — в 1965 году, заводу была поручена задача по созданию такого средства тяги. Спустя год завод поставил тепловозы, и они успешно работали на космодроме вплоть до их списания в 2000-ых годов. Вывозили тяжелые ракетоносители к старту. Скорость тепловоза от 2 до 5 км в час, нужно было большое мастерство и опыт строителей и конструкторов, чтобы создать именно такой тепловоз, который будет рассчитан на такую скорость, чтобы он аккуратно перемещался по железнодорожным путям.

О том, что наш завод производил продукцию для космоса, конечно, знали и тогда совсем немногие – производство было засекреченное, закрытое. Знали об этих особых машинах только лучшие специалисты-инженеры, на предприятии было построено специальное конструкторское бюро.

Войти

Зарегистрироваться

Сбросить пароль

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя или эл. адрес, вы получите письмо со ссылкой для сброса пароля.