Архимандрит Макарий: "Оставить все суетное и мирское и последовать за Спасителем"

Фото: из личного архива архимандрита Макария 

О смыслах, значении и правилах Страстной седмицы ЛуганскИнформЦентру рассказывает настоятель Луганского храма святого благоверного князя Александра Невского архимандрит Макарий (Любавцев).

ПОСЛЕДНЯЯ НЕДЕЛЯ

Страстная седмица – последняя неделя строгого поста перед Пасхой. Она посвящена воспоминанию последних дней земной жизни Спасителя: Его страданий, крестной смерти и погребения, в церковнославянском языке слово «страсть» означает «страдание».

Все дни Страстной седмицы называются великими. Святая Церковь призывает нас в эту неделю оставить все суетное и мирское и последовать за Спасителем. Богослужения Страстной отличаются целым рядом глубоко знаменательных служб, которые совершаются только в эту седмицу. Храм в эти дни попеременно представляет собой то Сионскую горницу и Гефсиманию, то Голгофу.

ПРИБЛИЗИТЬСЯ КО ХРИСТУ

Вспоминая в Богослужении события последних дней земной жизни Спасителя, Святая Церковь внимательно и с любовью и благоговением следит за каждым шагом, вслушивается в каждое слово грядущего на вольную страсть Христа Спасителя, постепенно ведет нас по стопам Господа на протяжении всего Его крестного пути: от царственного входа Его в Иерусалим и до последнего момента Его искупительных за людские грехи страданий на Кресте, и далее – до светлого торжества Христова Воскресения.

Все содержание служб направлено к тому, чтобы чтением и песнопениями приблизить нас ко Христу, сделать нас способными духовно созерцать таинство искупления, к воспоминанию которого мы готовимся.

ЕВАНГЕЛЬСКАЯ ИСТОРИЯ

Первые три дня этой седмицы посвящены усиленному приготовлению к воспоминанию страстей Христовых. Стараясь собрать и сосредоточить внимание и мысли верующих вообще на всей Евангельской истории воплощения Богочеловека и Его служения роду человеческому, Святая Церковь в первые три дня Страстной седмицы прочитывает на часах все Четвероевангелие.

ЧИСТЫЙ ЧЕТВЕРГ

В четверг Страстной седмицы в богослужении воспоминаются четыре важнейшие евангельские события, совершившиеся в этот день: Тайная вечеря, на которой Господь установил новозаветное таинство Святого Причащения (Евхаристии – таинство, в котором хлеб и вино прелагаются в истинное Тело и истинную Кровь Иисуса Христа, после чего верующие причащаются во здравие души и тела, во оставление грехов и в жизнь вечную), умовение Господом ног ученикам Своим в знак глубочайшего смирения и любви к ним, молитва Спасителя в саду Гефсиманском и предательство Иуды. В этот день по возможности все православные причащаются Святых Христовых Таин.

На вечерней службе читаются 12 Евангелий, повествующие о последних часах жизни и крестных страданиях Спасителя. Во время чтения Евангелий верующие люди стоят с зажженными свечами и затем не тушат свечи и стараются принести огонек в дом для освящения жилища.

ЖЕРТВА НА ГОЛГОФЕ

Великая Пятница. День осуждения на смерть, Крестных страданий и смерти Спасителя. Утром служатся Царские часы. Литургии в этот день не бывает – жертва принесена на Голгофе. В богослужении этого дня Церковь как бы поставляет нас у подножия Креста Христова и пред нашим благоговейным и трепетным взором изображает спасительные страдания Господа. Днем служится вечернее богослужение с чином выноса Плащаницы – изображения Христа, лежащего во гробе. Священнослужители выносят Плащаницу из алтаря на середину храма для поклонения. Плащаница находится на середине храма в продолжение трех неполных дней, напоминая этим трехдневное нахождение Иисуса Христа во гробе.

Этот день строгого поста – до выноса плащаницы не вкушают пищи и великой скорби.

ПОБЕДА НАД СМЕРТЬЮ

В Великую Субботу, когда служба начинается вечером в Великую Пятницу, церковь воспоминает погребение Иисуса Христа, пребывание Его тела во гробе, сошествие душою во ад для возвещения там победы над смертью и избавления душ, с верою ожидавших Его пришествия, и введение благоразумного разбойника в рай.

В Великую Субботу совершается литургия Василия Великого, начинающаяся вечерней. После малого входа с Евангелием (около Плащаницы) читаются пред Плащаницей паримии, в которых собраны главные пророчества и прообразы, относящиеся к Иисусу Христу как искупившему нас от греха и смерти Своей Крестной смертью и Своим Воскресением. По чтении Апостола поются семь стихов, избранных из псалмов, содержащих пророчества о Воскресении Господа: «Воскресни, Боже, суди земли». Во время пения этих стихов священнослужители переоблачаются в светлые одежды. В одиннадцатом часу ночи совершается полунощница, на которой поется канон Великой Субботы. В конце полунощницы священнослужители переносят Плащаницу с середины храма в алтарь Царскими Вратами и кладут ее на престол, где она и остается до праздника Вознесения Господня, в память сорокадневного пребывания Иисуса Христа на земле по воскресении Его из мертвых.

После этого верующие благоговейно ожидают наступления полуночи, в которую начинается светлая пасхальная радость величайшего Праздника Светлого Христова Воскресения.

ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ

В событии Воскресения Христова сосредоточены все радости нашей веры: Спаситель не остался лежать мертвым во гробе; Он воскрес – значит мы спасены. Отсюда и наши пасхальные восторги, отсюда и неумолкаемые призывы к радости. «Христос Воскресе!» – «Воистину Воскресе!»

Войти

Зарегистрироваться

Сбросить пароль

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя или эл. адрес, вы получите письмо со ссылкой для сброса пароля.